Тайцзи цюань, пожалуй, один из самых
известных стилей ушу. О его происхождении ходят
всевозможные слухи и легенды. Одни говорят, что
родоначальником тай цзи, по праву считается
даосский монах Чжан Саньфэн, живший в горах Удань
в эпоху Юань и Мин. Согласно другой легенде Чжан
Саньфэн жил в эпоху Сун, а созданный им стиль
открылся ему во сне. Третье предание гласит,
будто основы тай цзи были заложены мастером Сюй
Сюаньпином еще раньше, в эпоху Тан.
И все же по свидетельству
известного летописца Тан Хаодэна самым ранним
направлением тай цзи цюань был стиль чэнь,
основателем которого стал Чэнь Вантин, выходец
из семейства Чэнь, проживавшей в уезде Вэнь
провинции Хэнань. До свержения династии Мин (1644)
Чэнь Вантин был известным военачальником, а
после этого события жил в уединении на своей
родине и в свободное время занимался
совершенствованием своего мастерства и
созданием нового стиля. Поэтому считается, что
истоки тай цзи были заложены в роду Чень.
Созданный Чэнь Вантином
стиль чэнь основывался на трех источниках:
1. Заимствование и обобщение методик различных
школ китайского бокса в эпоху Мин и отказ от
общепринятых правил, описанных в трактате
"Тридцать две ситуации кулачного боя"
знаменитого полководца Ци Цзигуана.
2. Взятие на вооружение древнего искусства
дао-инь (руководить и растягивать) и ту-на
(выплевывать и удерживать).
3. Следование древнейшему китайскому учению,
связанному с понятиями инь и ян, и учению
традиционной китайской медицины о цзин-ло
(цзин-ло - это каналы, по которым циркулирует
жизненная сила Ци, кровь и питательные вещества).
В силу изложенного выше, созданный Чэнь Вантином
стиль - это прежде всего синтез старого наследия
и рождение нового. Однако созданный Чэном стиль
кулачною боя назывался тогда совсем иначе - чан
цюань. В таком случае, когда же этот стиль получил
свое настоящее имя тайцзи цюань? В XVIII веке в годы
расцвета династии Цин теоретик Ван Цзуньюэ,
основываясь на своеобразии стиля Чэнь, дал
философское толкование таких категорий и
понятий, как инь и ян, Великий Предел и их
взаимодействие в Чжоу-и (всеобщем круговороте
превращений). С тех пор появилось новое название
Тай цзи цюань (школа Великий Предел). И все же
почему Ван Цзуньюэ переименовал его? Изначально
понятие Великого Предела во всеобщем
круговороте превращений содержит в себе идею
достижения определенной высоты или предела.
Философ сунской эпохи Чжоу Дунья
составил схему Великого Предела в форме круга. В
разъяснении к ней сказано:
"Беспредельность и есть Великий Предел".
Смысл этого прост:
Беспредельность - это Великий Предел, а Великий
Предел - это основа беспредельности. Причиной
изменения названия тай цзи цюань можно считать
следующее: во-первых, все без исключения движения
в тай цзи имеют округлую форму, один цикл
комплекса тао-лу как раз соответствует одному
кругу на схеме Великого Предела: во-вторых,
упражняясь тай цзи цюань, необходимо в движении
стремиться к покою, в покое стремиться к
движению; используй разум и не применяй силу,
четко разграничивай пустое и полное, сохраняй
абсолютное соответствие учению о
беспредельности и Великом Пределе, о
взаимодействии субстанции инь и яи; в-третьих,
движение в тай цзи, словно один замкнутый круг, в
котором зарождается и накапливается сила,
происходит в переплетение всех форм, везде царит
непрерывность, и нельзя отыскать ни начала, ни
конца, совсем как в постулате "Великий Предел -
основа беспредельности.
В процессе эволюции тай
цзи возникло множество различных течений. И хотя
каждому были присущи свои черты, тем не менее все
они объединены общими требованиями:
1. Сердце в покое, воля сосредоточена, дыхание
естественное. Во время занятий мысли спокойные,
сконцентрированные, разум руководит телом,
дыхание ровное, непринужденное.
2. Золотая середина, безмятежность, мягкость и
плавность. Тело сохраняет покой, естественность
и беспристрастность,
3. Движения дугообразные, плавные и завершенные.
Всем им присуща непрерывность, непринужденность
и гибкость.
4. Слитность, координация, четкое разграничение
пустого и полного. Все движения неразрывно
связаны друг с другом, переходы мягкие и плавные,
вместе с тем проведена четкая грань между пустым
и полным; поясница как направляющая ось и
передающее звено, переходы вверх и вниз следуют
друг за другом, центр тяжести стабилен.
5. Легкость, живость, хладнокровие, твердость и
мягкость дополняют друг друга. В каждом движении
присутствует сдержанность, легкость и в то же
время живость и энергичность, тело не
расслабленное, но и не закостенелое, за внешней
мягкостью таится внутренняя твердость;
приложение силы полное, но без напряжения,
эластичность во всем.