Школы внутреннего
направления.
1. Нэй цзя цюань. Этот стиль
возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже
гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые
школы ушу были несогласны с главным принципом
Шаолиня - нападением - и справедливо считали , что
этого явно недостаточно, ведь противник,
воспользовавшись благоприятным моментом, тоже
может проводить контратаки. Поэтому был
выдвинут новый принцип: "...посредством покоя
управляй движением и на базе этого контролируй
противника, поддавайся мощи и применяй силу".
Для того чтобы новое направление отличалось
от стиля шаолинь цюань, ему дали имя нэй цзя
цюань. Но в последние годы династии Цин из-за
сходства форм и некоторых особенностей тай цзи
цюань, син и цюань и ба гуа чжан были
объединены под одним названием нэй цзя цюань.
А школа шаолинь цюань была названа вай цзя цюань
(школа внешнего направления).
2. Тай цзи цюань. Стили ян,
чэнь, сунь и два стиля у объединены под общим
названием - тай цзи цюань. Это направление
китайского бокса отличает мягкость, плавность и
легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном
единстве, и движения осуществляются по плавной
дуге, как бы нанизываясь одно на другое.
Вместе с тем каждый стиль тай цзи цюань имеет
свои особенности: стиль ян - спокойный и
распрямленный, стиль у, первый: - изящен и
динамичен, второй - открыт и четок, стиль чэнь -
это гармония мягкого и твердого, сунь - подвижен и
гибок....
3. Син и цюань (направленная
воли и воплощенный разум) - это обобщенное
название пяти форм и двенадцати образов. Это
стиль четких действий, где в твердости таится
мягкость, форма и содержание едины, движения
необычайно аккуратны, просты и отчетливы, тело
прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины...
4. Ба гуа чжан - Это один из
видов кулачного боя внутреннего направления.
Специфичность этого стиля основана на
непрерывности движения по кругу, вращении влево
и вправо, ловкости тела и живости шага, сочетании
твердости и мягкости, многочисленных изменениях
позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух,
стойки прочны, как скала, изменения позиции
быстры, как молния, движения вперед - назад, влево
- вправо бесконечно трансформируются и
непрерывно переплетаются. Все выполняется на
едином дыхании...
Школы внешнего направления.
Чан цюань (длинный кулак) -
обобщающее название ча цюань, двух стилей хуа
цюань, пао цюань, хун цюань, шаолинь цюань, цзе
цзяо, фань цзы и др.
После образования КНР понятие чан цюань
претерпело изменения. С тех пор все виды
кулачного боя, содержащие распрямленные стойки,
ловкие, быстрые, мощные движения, четкий ритм,
наскоки, прыжки, молниеносные перемещения,
переходы в верхние и нижние позиции стали
именоваться чан цюань. Каждый из видов чан
цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один их
хуа цюань отличаются спокойствием и
непринужденностью, легкостью и изяществом,
пао цюань и фань цзы - пронизаны чистотой и
аккуратностью и наполнены неисчерпаемой силой.
Дуань цюань (короткий кулак) имеет
еще названия дуань да цюань, мянь чжан, дуань да,
мянь чжан цюань. Комплексов тао лу в дуань
цюань всего шестнадцать - восемь начальных и
восемь мастерских. В этом смысле приоритетное
место в тактике занимает защита, хотя, конечно,
имеются и атакующие приемы. Особое внимание
уделяется защите лица на верхнем уровне, ног на
нижнем, груди и боков - на среднем. Основные удары
наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем,
бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.
Нань цюань (Южный кулак). Он по
праву считается одним из наиболее древних и
наиболее распространенных стилей. Его история
исчисляется четырьмя столетиями. В
"Малоизвестных записках", написанных более
четырех веков назад, есть слова: "В эпоху Мин
было одиннадцать школ бокса" и " семнадцать
школ фехтования на копьях" Среди этих школ
есть такие, как чжао цзя цюань, нань цюань,
гоу гуа цюань, пи гуа цюань и др.
Сколь ни велико разнообразие школ южного
кулака, все они имеют общие особенности:
1. Огромное разнообразие техник работы руками.
Китайская поговорка учит: "Одна позиция - много
рук" и "Один шаг - несколько приемов
руками". К тому же отмечается обилие коротких
ударов руками. Не зря в народе говорят: "На юге
кулаки, на севере - ноги".
2. Движения ритмичные, сила жесткая.
3. Позиции устойчивы, центр тяжести находится
низко.
4. Переходящие друг в друга ускорения и
замедления, чередования длинных и коротких
ударов, взаимодополняющие мягкость
и твердость, где твердость - ведущая.
5. Энергия ци помещена в дань тянь. Выкрик с
придыханием ци побуждает силу ли. Выход силы
происходит в нужный момент с одновременным
выкриком, и это делает действия полными и
мощными.
Среди других стилей нань цюань выделяется
жесткостью и волей.
Сян син цюань (образные или
"звериные" стили). По-другому мо шень цюань
(подражающий кулак), - это специфическое и и очень
своеобразное направление ушу, в котором
основополагающим моментом является подражание
некоторым видам поведения людей и различным
животным - их действиям, повадкам и поведению в
схватках. Сян син цюань стал одним из самых
зрелищных стилей ушу.
Хотя каждый вид сян син цюань строго
специфичен, тем не менее все "звериные"
стили обладают общими закономерностями. Все
образы могущественны и производят впечатление,
точны и выразительны и как две капли воды похожи
на живой образ. Если в различных стилях ушу, кроме
укрепления здоровья и умения вести рукопашную
схватку, еще ценится красота исполнения, то сян
син цюань просто поражает своей яркостью и
выразительностью.