Овладение правильной
техникой
1 "Тело должно быть ловким, шаг быстрым, все
элементы движения - тесно взаимосвязаны".
Основа Багуа чжан - движение по кругу и вращение
во все стороны. При движении тело должно быть
энергичным, поступь - бойкой. За этой
уверенностью обнаруживается легкость, быстрота
и непринужденность плывущего корабля.
Постановка шага - вдоль окружности. Носок
развернут наружу так, что обе ноги вместе
образуют иероглиф "ба" (восемь). Одна нога,
поднимаясь вверх, ставится на землю носком
внутрь, и потом, как бы закрываясь, образует с
носком другой ноги иероглиф "ба". Движения
должны быть предельно четкие. Параллельно с этим
идет изменение положения ладони, мгновенные
подъемы и спады, вращения и закрутки, группировки
и раскрытия. Раскрытые стойки характеризуются
спокойствием и свободой, закрытые - внутренней
собранностью при внешней напряженности.
2. "Движения поперечные и продольные, для них
характерна координация и живость". В круговом
движении шагов применяется различная техника:
толчки, подхваты, захваты, перемещения, задержки,
блокировки, перехваты и другие приемы. Сознание и
движение идут параллельным потоком и тесно
переплетаются. Движения координированные,
округлые и живые.
3. "Насыщенность физической силой, чередование
твердости и мягкости". Вращения, сверления,
отталкивание, захват - все это разновидности
трансформации силы. Вращение - это круговые
движения руками во все стороны; сверления -
спиралеобразные движения руки вперед;
отталкивание - отталкивание руками наружу;
захват - охватывающие движения вовнутрь. Все эти
четыре приложения силы полностью различны. Так,
например, круговые вращения не обладают мощью,
направленной вперед, а обладают только энергией
вращения. Но как только во вращении появляется
элемент "сверления", тут же круговые
движения формируются в спиралеобразные движения
вперед и происходит резкое увеличение силы
выходящей руки. Элементы "отталкивание и
захват" подчиняются аналогичным правилам.
Захват двумя руками хоть и использует энергию
обхвата, но в нем нет таких внутренних резервов,
которые бы выводили активность наружу.
Естественно, что при этом не может зародиться ни
внутренняя, ни наружная сила. В багуа вся энергия
возникает из четырех основополагающих сил:
схватывания, сверления, отталкивания и вращения.
Они рождаются в процессе непрерывного
взаимодействия противоречивых и дополняющих
друг друга сил, твердости и мягкости.
4. "Концентрация духа, целостность силы". В
движениях должна проявляться находчивость и
быстрота; дух сосредоточен на движениях; дыхание
естественное и непринужденное, в соответствии с
постулатом "дыхание - словно плывущие
облака", вдох и выдох не жесткий. Сознание,
дыхание и сила не изолированы друг от друга, а
напротив, собраны воедино, иначе движение не
сможет быть целостным. Действия рук и ног также
взаимосвязаны, в противном случае, в них не будет
последовательности. Только опираясь на сознание,
дыхание и силу в их нерушимом единстве, можно
достичь гармонии, координации и целостности.